Катя завела машину, мы отправились к памятнику. Добравшись до придорожного указателя на него у трассы, мы вдруг прозрели, что «еврейские захоронения» — это не какое-то особенное место, а весь лес, который мы только что измерили шагами.
Минималистичный чёрный прямоугольник со звездой Давида, пёстрые лампадки у подножья. Это памятник, но нет, всё-таки — не это. Внутри ограды не только он, но ещё длинный-предлинный газон, на котором ничего не растёт, кроме травы. Просто выкошенный пустырь, в конце которого — плита. Возможно, это образ могилы, но почему она такая длинная? И такая пустая. Почему, чтобы найти это место, нам пришлось избегать пол-леса, затем подняться на горку с трассы, затем пройти по ровному, а теперь ещё вот — триста метров голого газона. И увидеть в конце обыкновенную плиту, на которую, кажется, и смотреть нет резона. Всё это время мы шли по пустоте, где ни видов, ни людей, пришли и нашли — пустоту, но моё сердце в восторге, а голова полна мыслей.
Я увидела этот газон и поняла всё про такие путешествия: новые мысли и чувства приходят к тебе не от того, ЧТО ты видишь на пути, они приходят просто — по пути. Поэтому дорога должна быть долгой. А если ты пойдёшь пешком, то такой она и будет.
Если ёлки вырубить дважды
Мы уже едем по трассе в Раков. На этой дороге есть ещё одно место, которое, кажется, нужно увидеть. И снова это захоронение. На деревенском кладбище в Тупальщине стоит часовня-усыпальница шляхтичей Жабровских. Они раньше владели этими землями, а после восстания Калиновского попали в немилость и всё потеряли. Кроме почти исчезнувших, вросших в землю могильных плит и новых захоронений, рядом есть одно самое заметное — могила Винцента Дунина-Марцинкевича.
Это единственное кладбище на таком высоком холме, которое я когда-либо видела. Пока Катя снимает драматурга в профиль, захожу за усыпальницу, смотрю вниз с горы на трассу, на плиты, сползающие по склону, будто они сами там выросли — как деревья. Мне кажется, что весь наш маршрут — это метафора старинной дороги, которую хотели заасфальтировать, чтобы и следа не осталось от прошлого, но что-то пошло не так. Как будто историю Беларуси здесь похоронили. Засыпали слегка землёй, но местами она всё равно пробивается вот этими плитами.
«Цi можа адсталы народ зрабiць такую генiяльную рэч?»