Заселение территории, где проходит наша «Дорога тишины», началось около IX тыс. до н.э. О древности первых поселений в округе свидетельствуют курганные могильники, раскопки стоянок периода штрихованной керамики (I–IV века). В I тыс. н.э. здесь жили восточно-славянские племена кривичей и дреговичей, упоминаемые в летописи «Повесть временных лет». В конце IX века их подчинил себе киевский князь Олег, затем территории входили в удельное Минское княжество Полоцкой земли. После разгрома древнерусских княжеств татаро-монголами в XIII веке данные территории стали частью Великого княжества Литовского, однако даже в начале XVI века эти земли многократно разорялись татарами.
В период после 1793 года эта местность вошла в состав Российской империи, была оккупирована Наполеоном Бонапартом, во время восстаний 1830-х годов и 1863-го года находилась на военном положении. Наибольшая часть сохранившихся исторических достопримечательностей относится к периоду Российской империи: усадьбы, фольварки, усыпальницы и др.
Маршрут проходит через деревни и места, которые принадлежали известным землевладельцам XIX века: Ваньковичам, Грушвицким, Ледуховским, Ласкам, Протасовичам, Гурским, Плевако, Ленским, Бржозовским, Моренцам.
В Ивенце, кроме храмов, о которых подробнее можно прочитать в разделе «Религиозное наследие», есть ещё одна достопримечательность. Через неё идёт Южная тропа, – это комплекс зданий бывшей усадьбы Плевако (ул. Промышленная, 31). Здания, входящие в состав этого усадебного комплекса, возводились в конце XIX – начале XX веков. От усадебного дома сохранились лишь руины, а вот здания конюшни и амбара были восстановлены и находятся в хорошем состоянии. Напротив усадьбы можно увидеть и отреставрированную придорожную каплицу.
В деревне Шикути можно обратить внимание на здание бывшей деревянной школы, которая была построена ещё в «польские времена», в 1930-е годы. Сегодня там находится экологическая усадьба «Шанти Дом». Обратите внимание, что по периметру здания –каменная кладка, имеются арочные своды, валуны в стенах.
Недалеко от деревень Курочки и Вирловичи, что располагаются на Южной тропе, можно увидеть руины пивоварни – бровара – в бывшем имении Наборовщина. Владельцами Наборовщины были представители польского шляхетского рода Орловских.
Следующей достопримечательностью по Южной тропе будет усадьба Ваньковичей в Волме. Она сформировалась в начале XX века вместе с парком, прудами, которые сохранились до сих пор. Сейчас здания усадьбы реставрируются, а на её территории находится экологический информационно-образовательный центр «Волма».
В Волме также сохранилась водяная мельница, расположенная в восточной части посёлка на берегу одноименного озера. Построена она в 1829 году. С западной стороны видны отверстия для водяного колеса и высохшее русло реки. Сейчас таких мельниц много в Беларуси, но эта мельница известна тем, что в 2003 году её изображение было представлено в серии марок «Белорусское деревянное зодчество».
Бывшая усадьба Копылинских – «Копылинщина» – тоже находится в Волме. Некогда эта усадьба находилась на территории деревни Копылинщина, которая во второй половине XX века была включена в состав деревни Волма. Сейчас усадьбу занимает Волмянская участковая больница. Рядом живописное озеро и небольшой старинный парк.
В деревне Душково некогда располагалась усадьба Булгаков. Вы обязательно заметите в деревне руины нескольких хозяйственных построек – здания (предположительно) бровара и ледовни, а также старую деревянную часовню и целую серию небольших каменных усыпальниц. Усыпальницы являются редким образцом архитектуры малых форм провинциального классицизма. К сожалению, они почти разрушены.
Проходя через деревню Выгоничи, можно заметить на её окраине (в сторону Ракова) мемориальный знак в память Александра Бестужева. Дело в том, что в 1821 году помещик Феликс Войдевич, владевший в то время деревней Выгоничи, пригласил офицера царской армии, будущего декабриста Александра Бестужева к себе в гости. Бестужев, известный под псевдонимом Марлинский, был хорошим писателем, публицистом, критиком. Они познакомились, когда Феликс Войдевич в звании офицера служил на Западных землях Российской империи. Новый, 1822 год, сослуживцы встретили в Выгоничах вместе. Письма Бестужева из Выгонич свидетельствуют о его дружеских отношениях с семьей Войдевичей. Александр, по его собственному признанию, «был полностью влюблён» в младшую дочь Войдевича Сесилию. В Выгоничах сохранились только следы старинной усадьбы, она сгорела в 1943 году.
В конечной точке нашего маршрута – Ракове, – чтобы познакомиться с культурным наследием агрогородка, можно провести целый день.
Раков
Раков – старинный город исторической Минской губернии и области, бывшая столица уезда, получившая в своё время магдебургское право. В результате второго раздела Речи Посполитой (1793 год) Раков вошёл в состав Российской империи и стал центром Минского уезда.
В начале XIX века земли Ракова принадлежали помещикам Здеховским, и в этот период город процветал. В 1843 году они построили в Ракове мастерские для изготовления деревянных сельскохозяйственных машин (лебёдок, молотильных мельниц, лесопилок), которые были широко распространены в сельской местности Минской, Псковской и Петербургской губерний.
В 1921–1939 годах Раков находился в составе Польши, а советская граница проходила в 1,5 км от него – это способствовало большому экономическому росту города. В то время Раков был излюбленным местом всех контрабандистов и шпионов с обеих сторон. Сейчас невозможно представить себе, что до начала Второй мировой войны Раков был городом, где было открыто две сотни магазинов и около ста кафе и ресторанов. О приключениях контрабандистов из Ракова рассказывает роман бывшего представителя этой рискованной профессии Сергея Песецкого (1901–1964) «Любовник Большой Медведицы» (1937 год).
Наряду с храмами в Ракове сохранилось несколько исторических объектов. Так, посещая костёл Богоматери Святого Розария и святого Доминика, обратите внимание на здание с колоннами, недалеко от храма. Это сохранившаяся ледовня помещиков Здеховских. Там же вы увидите цоколь почтовой станции.
В Ракове сохранились три кладбища: католическое, православное и еврейское. Католическое, или как его называют местные «польское кладбище», находится по ул. Минской. Именно здесь можно найти могилы погибших на границе Раковских контрабандистов – надгробия, на которых указан возраст (обычно совсем молодого человека), надпись о трагической смерти и её дата, приходящаяся на период существования границы. Тут встречаются памятники в виде деревьев с обрубленными ветвями. Под такими памятниками погребены люди, которые были последними представителями своего рода. С левой стороны от входа в кладбище обратите внимание на склеп-усыпальницу Друцких-Любецких.
Еврейское кладбище по ул. Пушкина – одно из самых старейших в Беларуси (основано в XVII веке). Сохранилось около 700 надгробий. Это место погребения можно назвать мемориальным памятником.
В Ракове обязательно стоит посетить музей-галерею «Янушкевичи» (ул. Виленская, 1). Три этажа музея переполнены уникальными экспонатами, которые детально раскрывают и иллюстрируют многовековую историю Ракова.
Ивенец
Ивенец раскинулся среди холмистой и лесистой местности реки Волмы, на востоке Налибокской пущи. В далёком прошлом, начиная с конца ХIV в. – это вотчина великого князя Витовта. Позже местечко принадлежало знатным родам Давойно-Сологубам, Плевако, помещику Дорогунцеву.
В 1888 году в Ивенце имелось 288 дворов, тут находилось волостное управление, 2 школы, 2 церкви, 2 синагоги, богадельня, насчитывалось 35 лавок, 17 гончарных мастерских, водяная мельница, 2 постоялых двора, проводились 2 ярмарки в год.
Для Ивенца, как и для всей Беларуси, характерна толерантность. Храмы строились в центре местечка, рядом. Ворота в Белый костёл и синагогу находились напротив друг друга, через дорогу. А всего в сотне метров стояла православная церковь.
В современном городском поселке Ивенец проживает 5185 жителей. Из них православных – около 800 человек, католиков – 2500, христан веры евангельской – около 100.
В ХIХ в. большую часть жителей местечка составляли евреи. Согласно данным за 1931 г. в Ивенце насчитывалось 3084 жителей. Из них – 1563 еврея, 1503 поляка, 14 белорусов, 4 русских (без учёта военных из корпуса охраны пограничья).
В ХIХ веке помещица Эльжбета Плевако содержала в Ивенце небольшой пиваваренный заводик с одним мастером и тремя чернорабочими. В 1904 году тридцатилетняя жительница местечка Брайна Дамская получила право открыть здесь фотоателье. Через год она фотографировала уже по всей Минской губернии. С 1912 года в Ивенце работали крахмальный и льноочистительный заводы Петра Дорогунцева. Сейчас в бывших хозяйственных постройках ивенецкого землесобственника Дорогунцева находится Центр ремёсел Ивенецкого музея традиционной культуры.
В 1864 году в Ивенце было открыто начальное народное училище, в 1888 году тут обучались 70 мальчиков и 1 девочка. Изучали математику, церковнославянский и русский языки, историю, географию, рисование и пение, Закон Божий, за дополнительную плату – латинский язык. В народное училище принимались дети всех сословий независимо от вероисповедания, только евреи имели свою, обособленную систему образования. Обучиться еврейской письменности можно было в двух молитвенных школах, где на частные средства занимались дети богатых родителей.
На развитие культуры местечка сильное влияние оказало соседнее государство. После подписания Рижского мирного договора 1921 года между западной и восточной частями БССР пролегла граница протяжённостью около 1412 км. Местечко Ивенец вошло в состав Польского государства и находилось в 16 км от границы с советской Беларусью.
Ивенецкий шестой батальон контролировал пограничную линию протяжённостью почти 60 км. Это практически вся территория, по которой проходит Южная тропа «Дороги тишины».
Следует отметить, что военные поддерживали в Ивенце высокий уровень культуры и образования, трудоустраивали местное население, давая работу по бытовому обслуживанию военнослужащих, арендовали земли, закупали продукты, участвовали в организации культурных мероприятий, соревнований, военный оркестр играл на государственных и религиозных праздниках.
Выгодное геополитическое положение Ивенца содействовало развитию местечка, которое до конца ХVIII в. находилось на старых торговых трактах из Минска в Новогрудок и из Минска в Вильнюс.
Неурожайность земель в ивенецком регионе привела к тому, что основным приоритетом здесь ещё с ХIV в. стали лесозаготовка, промыслы, связанные с обработкой глины, дерева, металла. Продукция ивенецкого края вывозилась не только в окрестные деревни и местечки, но и на рынки Минска, Варшавы, Вильнюса. Высокое качество ивенецкой керамики было отмечено на выставках в Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Минске, Познани.
Гончарное ремесло не забыто здесь и сегодня. С изделиями знаменитых гончаров, уникальной резьбой по дереву ХVIII–ХХ вв., орнаментированными ткаными и кузнечными изделиями можно познакомиться в Ивенецком музее традиционной культуры.