Религиозное наследие

Территория, по которой проходит наш маршрут, в XIII веке стала частью Великого княжества Литовского. В 1569 году вместе с Великим княжеством Литовским данная территория стала частью полиэтнического и поликонфессионального государства – Речи Посполитой. С XVI века здесь активно развивалась культурная, религиозная и хозяйственная жизнь. Это период сосуществования разных христианских конфессий, а также иудейской религии. Исламские центры находились за пределами территорий «Дороги Тишины». Позже, после 1793 года, эти земли вошли в состав Российской империи, а потом и Польской Республики (с 1921 года по сентябрь 1939 года).

Если вы прибудете в Ивенец на автобусе (маршрутном такси), то окажетесь на центральной площади, рядом с церковью преподобной Евфросинии Полоцкой.  Ранее на этом месте стоял костёл Святой Троицы, который в 1871 году был передан православным. Однако в 1888 году храм сгорел. Первый Свято-Евфросиниевский храм был деревянным, построен в 1915 году вместе с монастырём. Этот монастырь был в числе последних, открытых на территории Беларуси накануне Первой мировой войны.

Обитель закрыли в 1919 году, а церковь разобрали на стройматериалы в середине 1958 года. В 1997 году началось строительство нового храма. В 2007 году он был построен и освящён в честь святой Евфросинии Полоцкой. Нижний его придел освящён в честь святителя Мины, епископа Полоцкого. Если попадёте внутрь храма, то обратите внимание на Остробрамскую икону Божией Матери, древнюю покровительницу Вильнюсского края (до 1921 года территория входила в состав Виленской губернии), которую почитают и православные, и католики.

Церковь Святой Ефросиньи
Церковь Святой Ефросиньи

Двигаясь далее по маршруту, по ул. Пушкина, вы увидите костёл святого Михаила Архангела и францисканский монастырь. В начале XVIII века мэр Минска Теодор Ванькович, владевший в то время ивенецкими землями, подарил часть своей земли монахам из ордена святого Франциска и дал им деньги на строительство монастыря и костёла в Ивенце. В начале 1705 года был построен деревянный костёл, который позднее сгорел во время пожара.

В середине XVIII века на этом месте были построены нынешний костёл (в то время – в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии) и монастырь. Всё на пожертвования нового мэра Минска, племянника основателя местечка Владислава Тадеуша Ваньковича, и местных жителей. Костёл спроектировал известный архитектор, создатель стилистики виленской школы архитектуры барокко Ян Кристофер Глаубиц. История костёла и монастыря похожа на историю других храмов Беларуси: они перестраивались, закрывались, передавались православным (XIX век), возвращались католикам. С 1941 по 1944 годы в монастыре располагалась немецкая комендатура. После войны костёл снова закрыли, монастырь упразднили, а здание позже использовали как магазин и склад. Только в 1992 году костёл возвращён верующим, монастырь восстановлен.

Каждый год на базе монастыря проводятся различные семинары, соревнования, где молодёжь, дети и взрослые учатся духовному пению, музыке, театральному искусству, а по вечерам здесь проходят концерты.

Костёл Святого Михаила Архангела

Ещё один костёл в честь святого Алексия находится на Северной тропе. В начале ХХ века в Ивенце у католиков не осталось своего храма. Генерал Эдуард Каверский, известный геодезист, через своего друга, министра внутренних дел Российской империи, просит у императора Николая II разрешения на строительство костёла в Ивенце. Император соглашается при условии, что храм будет носить имя Алексея: в честь небесного покровителя цесаревича Алексея, который страдал хронической болезнью.

Костёл святого Алексея возведен в 1905–1907 годах. Здание построено из красного кирпича в неоготическом стиле на средства Эдуарда и Елизаветы Каверских, по проекту друга генерала, инженера Михаила Готовского. Вход во двор костёла выполнен в виде неоготических ворот с небольшими остроконечными башнями. Основание ворот сложено из старых плит, на некоторых из которых чётко видны имена жертвователей и строителей костёла.

После Великой Отечественной войны, в 1946 году, храм святого Алексея был закрыт властями, подвал засыпали песком. В костёле размещалось книгохранилище Республиканской библиотеки им. В. И. Ленина. В 1989 году святыню вернули католической общине святого Алексея.

Внутри костёла обратите внимание на готический алтарь, фрески со сценами из житий святых, арочные окна и красные стены из тонкого кирпича местного производства. Главные алтари – святого Алексея и Остробрамской иконы Богоматери.

На кладбище за костёлом находится деревянная часовня, построенная в середине XIX века, – памятник народной архитектуры с элементами неоклассицизма.

Костёл Святого Алексея

В Ивенце сохранилось здание синагоги (ул. Школьная, 1). Она была построена в начале ХХ века и является одним из трёх сохранившихся деревянных молитвенных домов евреев в Беларуси, наряду с бывшими синагогами в Любани и Воронове.

В местечке также сохранилось старинное еврейское кладбище начала XIX века, где находится не менее 200 надгробий. Самая старая надгробная плита датируется 1828 годом, а последнее захоронение было совершено перед началом немецкой оккупации – в 1941 году. Еврейское кладбище в Ивенце находится на ул. Октябрьской.

Синагона в Ивенце, фото: geo-by.com

За пределами Ивенца больше всего храмов расположено на Южной тропе «Дороги тишины».

Так, в деревне Рочевичи находится костёл в честь Ченстоховской иконы Богоматери, который появился благодаря отцам-францисканцам в 2010 году. Сама деревня интересна тем, что присутствие здесь францисканцев имеет давнюю историю. Летопись Ивенецкого монастыря повествует, как в 1939–1941 годах блаженный Ахиллес Пухала (католический  священник, монах, причисленный к лику блаженных Римско-Католической Церкви) обучал детей и молодёжь этого района, приезжая сюда на велосипеде или мотоцикле.

Костёл в Рочевичах
Костёл в Рочевичах

В Волме находится католический костёл Иоанна Крестителя и Святого Роха. Хотя костёл был построен в 2004 году, римско-католический приход в деревне Волма существовал ещё в XV веке. В XVIII веке почти на том же месте, где сейчас стоит костёл, был деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. После подавления восстания Кастуся Калиновского костёл был переосвящён в православную церковь. Местное католическое население сопротивлялось насильственному обращению в другую конфессию и практически перестало посещать храм, люди молились по домам. В 1910 году костёл в Волме был возвращён верующим католикам, однако в советское время этот храм разрушили.

Если двигаться дальше по Южной тропе, то в деревне Душково можно увидеть деревянную православную часовню в честь святителя Николая, построенную в 1803 году. Рядом с часовней – несколько склепов. В одном из них захоронен прах генерал-майора Российской армии Кароля Моравского.

Каплица в д. Душково
Каплица в д. Душково
Костёл в аг. Волма
Костёл в аг. Волма

Наконец, в Ракове стоит увидеть православную церковь Преображения Господня, построенную в 1735–1793 годах из кирпича как храм униатского монастыря базилиан. Интересная особенность здания в том, что у него двойные стены, между которыми был проход. Униатский храм имел оборонительный статус, и, благодаря этому проходу, можно было незаметно покинуть его, а с точки зрения удобства богослужения – быстро подняться на кафедру для проповеди. В 1866 году униатский храм освящён в честь Преображения Господня и с этого момента —  это православная церковь. Стоит также обратить внимание на колокольню, которая находится рядом. Здесь сохранились аутентичные колокола XIX века, а сама башня возведена в честь 25-летия отмены крепостного права в 1887 году.

На восточной окраине Ракова, на католическом кладбище, в 1830 году была построена католическая часовня святой Анны, которую можно увидеть и сегодня.

На западной окраине Ракова, на правом берегу реки Ислочь, стоит костёл Богоматери святого Розария и святого Доминика, построенный на месте сгоревшего в 1906 году деревянного храма. После Второй мировой войны он был закрыт советскими властями. Сначала святыню превратили в автомастерскую, затем – в зернохранилище. Советские власти очень хорошо «потрудились» над тем, чтобы святыня потеряла свой благолепный вид. И только в 1990-е годы храм был возвращён прихожанам.

Ещё одна часовня расположена над криницей на въезде в Раков со стороны Минска. Раньше здесь стояла деревянная Кресто-Воздвиженская церковь. Храм дважды горел, но отстраивался на средства жителей Ракова. В 1958 году он был разрушен. В 1993 году на его месте построена новая часовня.

Иудейская община в Ракове существовала с XVI века. Здесь была синагога, три молитвенных дома и хедер – начальная еврейская школа. Сегодня сохранилось только здание синагоги по ул. Пионерская, 32, которое выглядит, как обычный дом.

Раков, Спасо-Преображенская церковь
Раков, Спасо-Преображенская церковь
Раков, костёл Богоматери Святого Розария
Раков, костёл Богоматери Святого Розария
Раков, костёл Богоматери Святого Розария
Раков, костёл Святой Анны

На Северной тропе нашей «Дороги тишины» храмы не встречаются, но если отойти от тропы на несколько километров, например, в деревню Пральники, то можно увидеть уникальную церковь святого Николая Чудотворца. Она была построена в 1850 году как часовня-усыпальница рода Ратынских, владельцев местной усадьбы. Особенностью этой церкви является её форма — в виде круглой башни. Обратите внимание на кладбище, на котором располагается церковь. Там можно увидеть и католические, и православные захоронения.

Пральники, Церковь св. Николая Чудотворца

Недалеко от деревни Падневичи находится часовня-усыпальница Жабровских. Она была построена в 1852 году недалеко от имения Жабровских, поэтому и использовалась как место захоронения представителей этого рода. Часовня известна тем, что в ней отпевали знаменитого белорусского писателя Винцента Дунина-Марцинкевича. Рядом с часовней находится его могила.

В деревне Киевец, недалеко от Северной тропы, расположена Свято-Троицкая церковь, которая является памятником деревянного зодчества. Построили её ещё в 1920 году.

Киевец, Троицкая церковь
Киевец, Троицкая церковь
Падневичи
Падневичи
Пральники, Церковь св. Николая Чудотворца

В небольшой деревне Волмечка, через которую проходит Южная тропа, у дороги стоит маленькая деревянная католическая капличка. Её построила на свои средства местная жительница Мария Денисик (её не стало в 2020 году), чтобы местные жители могли собираться в ней и молиться. Сюда приезжал из Минска ксёндз Владислав Завольнюк, другие священники. Теперь в каплице никто не собирается для молитвы: неподалёку, в деревне Волма есть костёл.

В деревне Химороды по Южной тропе вы заметите, что на стенах домов висят католические кресты – такова своя, особая традиция в этой местности.

Так, пройдя небольшой отрезок «Дороги тишины», можно многое узнать о конфессиональной истории Центральной и Западной Беларуси.

д. Волмечка, католическая каплица (не сохранилась, была снесена в июле 2021 г.)
д. Химороды
д. Химороды
Меню